Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Наш опрос |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
умение слушать 2
Умение слушать других
Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости!
Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это
умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все
больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная
почта, чаты, форумы и т. п.), умение слушать притупляется в нас все
сильнее. Слушание включает в себя два аспекта:
♦ способность понимать слышимое;
♦ способность анализировать и систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.
Есть два типа слушания:
1. «вежливое» (пассивное);
2. критическое (активное).
Пассивное слушание
Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая
одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко
бывают такие ситуации:
«Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».
«Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».
«Как же не говорила - а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».
Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят -в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.
Активное слушание
Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних
сил. В этом случае вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку
зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит,
откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при
необходимости, возвращаетесь к ней. Все эти умения крайне необходимы на
торговых переговорах и собеседованиях. Если вы действительно слушаете
активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что
ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей. Это естественно - ведь в
критическом слушании задействованы все ваши мыслительные способности!
Как на переговорах, так и на собеседованиях вы должны не только
сосредоточиться на том, что говорит другой человек,
но и
понимать его язык тела, контролировать свое собственное невербальное
поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что
спросить самому. Так что ничего удивительного, что в такой ситуации ваша
голова начнет «гудеть» от напряжения!
Что нам мешает слушать критически?
Существует много причин, по которым мы оказываемся неспособными к
активному слушанию, и не последняя из них -вульгарная лень: нам просто
не хочется лишний раз напрягаться. Или, возможно, нам не привили умения
слушать. Если мы с детства привыкли к тому, что нас никто не слушает,
будем ли мы стараться слушать других? Да нам просто не от кого было
перенять это искусство!
В таком случае нужно прежде всего
открыть свой ум для восприятия и искренне захотеть научиться активному
слушанию: ведь, в конце концов, умение слушать - признак хорошей
воспитанности. Но каковы же препятствия, стоящие на пути к настоящему
слушанию?
♦ Расхождение во взглядах: ваша точка зрения в корне
отличается от высказываемой другим человеком, и вы с ним категорически
не согласны.
♦ Сильные эмоции: тема разговора волнует вас
настолько сильно, что это мешает вам слушать; к этой же категории
препятствий относятся и предубеждения.
♦ Физическая усталость
или дискомфорт, возможно вы утомлены или голодны; страдаете от жары или
холода; находитесь в стрессовом состоянии, нервничаете или испытываете
недомогание.
♦ Желание говорить: вам нравится все время
говорить самому и быть центром внимания; вы наслаждаетесь звучанием
своего голоса и считаете важным только свое личное мнение.
♦
Отсутствие концентрации внимания и рассеянность:возможно, вам не дает
сосредоточиться шум, вы мысленно планируете предстоящие вам дела или
из-за чего-то (кого-то) переживаете.
♦ Отношение к собеседнику:
вам может быть неприятен человек, с которым вы разговариваете; он может
казаться вам чересчур скучным или слишком самоуверенным.
Как можно улучшить умение слушать?
♦ старайтесь начать слушать с первых же слов разговора и затем не ослабляйте внимания;
♦ отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
♦ гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
♦ осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, и не забегайте вперед;
♦ не перебивайте;
♦ постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
♦ оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
♦ избегайте делать поспешные выводы и сохраняйте объективность;
♦ обращайте особое внимание на взгляды, высказываемые вашим собеседником;
♦ постарайтесь по возможности устранить все отвлекающие факторы;
♦ вставляйте ответные реплики - в особенности по телефону, например:
«да-да, ясно»; при личной встрече старайтесь поддерживать зрительный
контакт и следите за тем, чтобы язык тела говорил о вашем внимании и
заинтересованности.
Упражнения для совершенствования умения слушать
1. Уделяйте пять минут в день следующему упражнению: сядьте удобно,
расслабьтесь, закройте глаза и слушайте раздающиеся вокруг звуки.
Идентифицируйте их. Сколько различных звуков вы слышите? Это упражнение
не только учит умению слушать, но и помогает расслабиться.
2.
Во время разговора выслушивайте человека до конца, прежде чем начать
высказывать свои соображения. Если вам нестерпимо хочется перебить, то
вначале сделайте паузу и вдохните, а уж затем начинайте говорить. Пауза
перед вашими словами придаст им большую значительность.
3. Как
можно больше слушайте радио - но не музыку, а программы. Прослушав
передачу, ответьте самому себе на вопрос: какую информацию вы получили?
Можете ли вы кратко пересказать все только что вами услышанное?
Полина Роусон «Техника общения»
|
Категория: Мои статьи | Добавил: Andrey-37s (21.12.2013)
|
Просмотров: 197
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Форма входа |
|
|
Поиск |
|
|
|